Система VoIP телефонии 3CX

Статья для журнала Системный Администратор

Сегодня технология передачи голоса по IP сетям переживает настоящий бум. Уже известны десятки различных решений, поэтому реализовать такую систему можно не только при помощи Asterisk. В статье познакомимся с возможносями 3CX Phone System Free Edition.

О преимуществах которые дают использование программных мини-АТС не говорит только ленивый. В первую очередь это хорошая масштабируемость, или, иначе говоря, возможность без дополнительной переделки IP PBX увеличивать номерную емкость в очень широких пределах. Нет необходимости в закупке специального (и весьма дорогого) оборудования и прокладке телефонной проводки. При переездах организации или перемещении сотрудников из помещения в помещение это преимущество становится еще более заметным. Для переговоров можно использовать как программные, так и различного рода аппаратные решения. В Интернет можно найти большое количество самых разнообразных софтфонов, большая часть из которых бесплатны. Выход в обычную телефонную сеть, также уже не проблема, здесь можно выбрать либо специальную карту адаптер, или подключаться через VoIP шлюз. Стоимость за междугородние разговоры в последнем случае, как правило ниже, чем в случае использования провайдеров традиционной телефонии. Кроме того предоставляется возможность иметь прямой городской номер, и даже в нескольких городах.
Обычно если говорят о VoIP сервере, то в первую очередь подразумевают Asterisk. Но не смотря на то, что этот сервер в последних версиях стал на порядок проще в установке и настройке, а разработчики предлагают веб-интерфейс AsteriskNOW, его использование все-таки требует некоторой подготовки администратора и знание хотя бы основ Unix систем. Для небольшого офиса вполне может подойти решение от 3CX Ltd. 3CX Phone System. Причем сайт имеет русское зеркало (
http://www.3cx.ru/
), которое хоть не полностью дублирует информацию представленную на основном сайте, но все же лучше, чем ничего.

Возможности 3CX

Работает 3CX на компьютерах под управлением Windows 2000/2003/XP/Vista, хотя судя по сообщениям на сайте планируется выпуск и Linux версии. Кроме собственно сервера обеспечивающего работу по протоколу SIP со всеми надлежащими функциями (порт 5060), в состав 3CX входят несколько других компонентов:

Интерфейс Management Console не локализован, но он достаточно прост в освоении, все пункты находятся там, где ожидаешь их увидеть, без каких-либо сюрпризов и неожиданостей. Поэтому человек понимающий, каким должен быть конечный результат без проблем разберется в настройках. Клиентская сторона представлена CallAssistant, который входит в комплект сервера 3CX и может быть загружен через Management Console по ссылке на странице General — Get 3CX CallAssistant. Это небольшое приложение, задача которого повышение удобства пользователей: вывод текущего статуса абонентов и внешних линий, показ количества абонентов в очереди, показ наличия и получение почты с голосовыми сообщениями. В качестве программных телефонов может использоваться любой, поддерживающий протокол SIP.

Окно Call Assistant

Окно Call Assistant


Если планируется подключение через VPN туннели, то софтфон должен позволять соединяться с сервером по порту указанному администратором. В качестве такого рекомендуется 3CX VOIP phone
for Windows
собственной разработки, а также SJPhone от Sjlabs и Xten. Хотя 3CX будет без проблем работать и с большинством других подобных решений. Например с ZoIPer.
Внутренние и внешние номера распознаются автоматически, можно создавать номерные планы исходящих звонков на основе количества цифр в номере (без префикса). Причем к одному номеру допускается одновременное подключение нескольких телефонов (работает даже с одного компьютера). Поэтому если пользователи находятся в одном кабинете, они вполне могут обойтись одним номером, или как вариант сотрудник может подключаться к своему номеру на работе и дома. В 3CX реализована возможность перенаправления звонка (transfer) на другой номер. Поэтому если телефон поддерживает, такую функциональность (CallAssistant, ZoIPer и некоторые другие) это будет быть весьма полезным дополнением. В этом случае если сотрудник не сможет ответить на вопрос звонящего, он сам набирает номер того, кто разберется с проблемой, а не просит перезвонить тому абонента. Для распределения нагрузки номера могут быть объединены в Ring Group. Тогда если на входящий звонок не ответит первый номер, абонент будет автоматически перенаправлен к следующему. Причем возможен выбор одного з двух вариантов стратегии поиска свободного абонента Hunt (перебор) и Ring All (вызов всех, может кто-то и ответит).
В каждом правиле для исходящих звонков можно задать три маршрута, в случае недоступности первого автоматически будет использован следующий по списку. Для упрощения настроек, можно определить рабочее время (Office Hours), звонки в рабочее время будут обрабатываться иначе, чем в выходные. Функция Music on Hold позволяет скрасить минуты ожидания абонента, но в отличие от Asterisk здесь можно указать на единственный файл, а не каталог, но этого достаточно. По умолчанию использован файл в формате WAV, но я пробовал MP3, тоже работает. Также в 3CX реализована функция Direct SIP Calls, позволяющая получать SIP звонки из других доменов. Очень просто реализовано обновление системы 3CX, а также операции по резервированию и восстановлению информации.
Распространяется 3CX в четырех редакциях: Enterprise, Professional, Small Business и FREE. Собственно последняя и привлекал мое внимание, поэтому дальше речь пойдет именно об этом варианте. Версия FREE распространяется бесплатно и представляет собой полнофункциональное решение, не имеющее никаких ограничений по времени. Количество номеров также не ограничено (кстати, в версии Small Business номеров может быть только 25), но обслуживается не более 8 внешних линий, чего обычно вполне достаточно для небольших организаций. Нет поддержки Exchange 2007, нет очередей обслуживания. Еще одно неудобство, связано с тем, что пользователь в CallAssistant вынужден каждый раз набирать номер на клавиатуре, применение адресной книги, выбор абонентов в окне программы или истории вызовов не предусмотрено. Но при использовании сторонних SIP клиентов я этого неудобства не заметил.
Также техническая поддержка со стороны 3CX Ltd. не предоставляется, ее можно получить только на форуме проекта. Для некоторых лицензий возможна совместная работа 3CX-3CX.

Знакомимся

Для закачки версии FREE необходимо зайти на отдельную страницу, указать имя, фамилию, электронный адрес и номер телефона, после этого вы будете перенаправленны на страницу со ссылками. Кстати на следующий день выяснилось, что так как сайт имеет русское зеркало, у 3CX есть представитель в наших краях. Мне пришло письмо на указанный при регистрации адрес, в которой корреспондент пожаловался, что не смог дозвониться по указанному мной номеру телефона, но готов ответить на все вопросы по работе или приобретению 3CX.
В качестве минимальных системных требований указан компьютер с процессором с частотой 1 Гц и 256 Мб ОЗУ. Установка традиционна для Windows, инсталлятор от Nullsoft проведет последовательно по всем этапам.

Регистрация нового номера

Регистрация нового номера


Вам кроме подтверждения согласия с лицензионным соглашением предстоит ответить еще на несколько простых вопросов. Выбрать в списке Extension setting количество цифр во внутренем номере. Затем следует ввести имя пользователя, который будет обладать правами администратора и пароль для доступа. В окне VoiceMail Setting указывается SMTP сервер и почтовый адрес, который будет использован для отправки сообщений о наличии сообщений голосовой почты. Следующий шаг позволяет установить VPN сервис, если такой не нужен, то просто переходим дельше. Иначе указываем порт, и данные организации для создания сертификата. Вот собственно и все. В процессе установки будут выводиться сообщения о том, что устанавливаемое ПО не тестировалось на совместимость с системой, его можно игнорировать. Установив флажок в последнем окне, можно сразу же запустить Management Console.
Создать нового абонента очень просто. Выбираем Extensions – Add и заполняем все поля в User Information и Authentication. Параметры работы с голосовой почтой заполняем в Voice Mail Configuration. Отмечаем флажок Enable voice mail, затем выбираем PIN number для доступа к ящику голосовой почты (по умолчанию он совпадаетс паролем), в раскрывающемся списке Email options указываем вариант оповещения пользователя по e-mail. Во вкладке Destination Unreachable/Forwarding описываются действия, если абонент в течение указанного, в поле No Answer After времени не снимает трубку. По умолчанию вызов продолжается все время, но можно автоматически перенаправить абонента как на любой внутренний, так и внешний номер, Ring Group или голосовую почту. Все просто и понятно. После перехода в следующее окно будут выведены текущие установки и подсказка для заполнения параметров в клиенте.
График количества звонков

График количества звонков


Также просто реализуются и остальные функции заложенные в 3CX. В Digital Receptionist при помощи системы меню легко создается электронный Call-центр. В разных пунктах для настройки внешних соединений уже есть заготовки, в частности представлен список из 11 SIP провайдеров. Но представителей из стран бывшего СНГ здесь нет, поэтому соединение с ними придется настраивать вручную. Здесь возможны два варианта Generic VOIP provider и Generic VOIP trunk. Последний следует выбирать в том случае если провайдер не использует аутентификацию по паролю, а определяет абонента по IP-адресу. Далее вводим информацию о сервере провайдера и данные для аутентификации. Предусмотрена проверка правильности настройки параметров межсетевого экрана, путем отправки пакетов по адресу firewallcheck.3cx.com.
Хочется еще отметить функции отчета доступные во вкладке Reports. Здесь два пункта. В Call Reports доступны графики типа “Количество … за .. период”. В Call Logs используя фильтры можно получить информацию за указанный период, номерам источника и назначения и прочее. Результат экспортируется в файл формата CSV или распечатывается.
Я думаю сказанного достаточно, чтобы привлечь внимание к этому решению. Здесь хорошая функциональность соседствует с простотой настройки. Для небольшого офиса, не имеющего штатного администратора возможностей версии FREE вполне достаточно.

Теги:

Понравилась статья? Оставьте комментарий или подпишитесь на RSS рассылку.

Комментарии

Комментариев пока что нет

Оставить комментарий

(required)

(required)